Сотрудничество с кредитором нередко омрачается конфликтными ситуациями, когда заёмщику сложно доказать свою правоту без помощи квалифицированного юриста. Однако услуги адвокатов по карману далеко не всем, поэтому в такой ситуации лучше обратиться к финансовому омбудсмену. Возможно, вам раньше не доводилось встречаться с людьми этой профессии, поэтому стоит более подробно узнать, чем они занимаются и какие вопросы могут решить.
Финансовый омбудсмен — это независимый эксперт, который помогает найти компромиссное решение в спорах между кредитором и заёмщиком. Сфера компетенции этого специалиста заключается в следующих полномочиях:
- досудебное решение конфликтов между кредитором и заёмщиком;
- содействие подписанию мирового соглашения между конфликтующими сторонами;
- контроль за соблюдением примирительного соглашения.
Если подписание мирового соглашения невозможно, финансовый омбудсмен выносит решение, основанное на действующих законодательных нормах. Данное решение обязательно для исполнения, но его можно обжаловать в Апелляционном суде. На это даётся 10 дней, по истечении которых решение вступит в силу (если во время апелляции не будет принято иное решение).
Порядок обращения к финансовому омбудсмену
Обратиться к помощи финансового омбудсмена могут только физические лица и только в тех случаях, когда размер кредита, вызвавшего споры, не превышает 100 минимальных зарплат. В свою очередь, кредиторы не имеют возможности прибегать к помощи этих специалистов.
Имеется ещё одно обязательное условие: перед обращением к независимому эксперту заёмщик должен отправить письменный запрос к кредитору, в котором должны содержаться конкретные требования по урегулированию ситуации. Если ответа на запрос не будет в течение 30 дней, заёмщик получает основания для обращения к финансовому омбудсмену.
Для получения юридической помощи пользователь услуг должен обратиться в соответствующее учреждение с письменным заявлением. В заявлении следует указать свои паспортные данные, наименование организации, выдавшей кредит, сведения о нарушениях кредитного договора, которые привели к возникновению конфликта. Также здесь необходимо упомянуть о сумме кредита и размере непогашенного остатка.
К заявлению нужно приложить копии всех документов, имеющих отношение к данной ситуации (например, копию кредитного договора, квитанций об оплате и пр.). Оригиналы указанных документов держите под рукой, они понадобятся, когда вас вызовут для личной встречи с экспертом.
Процедура рассмотрения спора
После подачи жалобы омбудсмен изучит представленные материалы, при необходимости потребует добавить к ним другие документы, которые помогут подтвердить или опровергнуть жалобы заёмщика. На рассмотрение каждого заявления закон отводит всего 30 дней, после чего омбудсмен должен вынести своё решение или добиться примирения сторон.
Во время рассмотрения жалобы омбудсмен проводит встречи и переговоры с каждой из сторон, во время которых изучаются возможности нахождения компромисса. При определении точек соприкосновения и готовности сторон пойти на взаимные уступки омбудсмен готовит мировое соглашение, которое подписывается всеми участниками конфликта.
Если сторонам не удалось достичь консенсуса, омбудсмен выносит решение, основываясь не на взаимных интересах сторон, а исключительно на правовой стороне вопроса. Принятое решение не подлежит дальнейшему обсуждению и пересмотру. Напротив, оно должно быть незамедлительно исполнено, при необходимости в принудительном порядке.